На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны Истории

114 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Я преклоняюсь перед этими великими актерами, сумевшими потрясти мир не только своей игрой, но и удивительной историей...Катрин Денев и Ма...
  • Владимир Акулов
    По  современным  версиям :  Гоголь  был   или  асексуалом  с  фиксацией  на  онанизме  ,  или  скрытым  неосознанным ...Почему Гоголь так...
  • Валерий Протасов
    Уф_уф! А что до того, что запугивание всегда и везде было средством поддержания порядка, к сожалению, это так. Основн...Раньше был ужас: ...

Жестокие правила «Домостроя»: за что муж мог избить жену

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

«Домострой» — свод правил религиозно-бытового, семейного поведения, определял не только особенности взаимоотношения между мужем, женой, детьми и другими родственниками, но так называемую «общественную ответственность» за поддержание установленных норм.

То есть определял, кто и как будет наказывать мужа, главу семьи, не соблюдающего правила.

Например, требование держать в страхе и подчинении женщину — краеугольный камень системы построения семейных отношений.

Бить, наказывать женщину предписывалось не только за малейшую провинность, но и просто так, «в целях профилактики». Рукоприкладство в XVI-XVII веке считалось обязанностью мужа, поддерживающего его авторитет, именно в то время была придумана и стала популярной пословица: «Жену не бить — толку не быть».

Однако и тогда, как и сейчас, люди были разные. Некоторые мужчины не желали причинять боль женщине — по причине того, что любили ее или вообще считали такие действия неприемлемыми, и относились к ближнему с истинно христианской любовью.

Но в этом случае предписывалось вмешиваться сторонним. Например, при подозрении на измену решение о наказании нередко принималось на сходе, а исполнителем, если муж отказывался бить жену, становились свекор и свекровь.

Кандидат исторических наук З. Мухина в своем труде, посвященном быту и жизни крестьян в допетровской России по «Домострою», указывает, что отказывающийся наказывать жену муж подвергался осуждению, насмешкам как человек, неспособный быть главой семьи.

Особенно жестоким такой обычай выглядит в отношении распространенного в ряде губерний «снохачества», то есть отказа невестки вступить в физическую близость со свекром. Специалист по праву Руси времен Ивана Грозного, Е. Соловьев, пишет, что в этом случае с согласия и даже молчаливого поощрения сельчан женщину избивал свекор.

Власти также принимали решения, лояльные «Домострою». Так, при обсуждении Сараевским волостным судом заявления крестьянки о принуждении ее свекром к снохачеству, истице дали 4 дня ареста за клевету.

Такое положение вещей в крестьянской и разночинской среде продолжалось достаточно длительное время, уже и после потерей «Домостроем» своей популярности и обязательности.

В 1885 году мировой судья Я. И. Лудмер в «Юридическом вестнике» писал о священниках, которые хоронили зверски убиенных жен без сообщения в соответствующие судебные инстанции, так как считали, что главенство мужчины во всем — священно.

И хотя случаи гуманного, доброго отношения к женам у мужей были, даже несмотря на общественное порицания, а иногда — и выполнение его «роли» в избиении жен за него самого, они были, скорее исключением из правил.

Судебный врач О. Верещагин так написал в своем дневнике: «Баба паши, баба коси, баба сгребай сено, баба жни, баба правь все женские работы и убирай все по хозяйству, даже дрова руби.

Едут в гости, — баба отвори ворота, поправь лошадь, пьяного спать уложи… Хорошее и гуманное отношение с женой у русского — исключение, а у иноверцев наоборот». И такое положение дел поддерживалось на общественном, церковном и даже — законодательном уровне в течение нескольких веков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх