На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны Истории

114 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Я преклоняюсь перед этими великими актерами, сумевшими потрясти мир не только своей игрой, но и удивительной историей...Катрин Денев и Ма...
  • Владимир Акулов
    По  современным  версиям :  Гоголь  был   или  асексуалом  с  фиксацией  на  онанизме  ,  или  скрытым  неосознанным ...Почему Гоголь так...
  • Валерий Протасов
    Уф_уф! А что до того, что запугивание всегда и везде было средством поддержания порядка, к сожалению, это так. Основн...Раньше был ужас: ...

Тайны символики апокалиптической гравюры Дюрера «Четыре всадника»: Что хотел рассказать гений

Альбрехт Дюрер - живописец и гравер, которого обычно считают величайшим немецким художником эпохи Возрождения.
Его творчество богато религиозными произведениями, многочисленными портретами и автопортретами, и, конечно, гравюрами на меди и дереве.
Интересна гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса», в котором среди изображенного хаоса и ужаса конца света есть авторский проблеск надежды.

 

Биография немецкого гения Возрождения

Дюрер был немецким мастером Возрождения, человеком, объявленным венецианскими художниками эпохи Возрождения лучшим художником королевства в 1506 году.


Он родился вторым сыном венгерского ювелира Альбрехта Дюрера Старшего, который поселился в Нюрнберге в 1455 году, и Барбары Хольпер. Дюрер начал свое обучение рисовальщика в ювелирной мастерской своего отца.

Не по годам развитые способности и исключительный талант доказывает великолепный автопортрет, написанный в 13-летнем возрасте, а также «Мадонна коронованная двумя ангелами» (выполнена в 14 лет).

В 1486 году отец Дюрера организовал практику сына у художника-ксилографа Михаэля Вольгемута, портрет которого Дюрер напишет в 1516 году.

В 1490 году Дюрер завершил свою самую раннюю известную картину - портрет своего отца, который знаменует знакомый характерный стиль зрелого мастера.

Автопортрет и Мадонна Дюрера
Автопортрет и Мадонна Дюрера


Талант, амбиции, острый и широкий интеллект Дюрера снискали ему внимание и дружбу со стороны наиболее выдающихся деятелей немецкого общества.

Он стал официальным придворным художником императора Священной Римской империи Максимилиана I и его преемника Карла V, для которых Дюрер разработал ряд художественных проектов.

В частности, для ратуши Нюрнберга художник написал два панно с изображением четырех апостолов с текстами Мартина Лютера, которые отдают дань уважения лютеранству.

Гравюры Дюрера

Будучи поклонником своего соотечественника Мартина Шонгауэра, Дюрер произвел революцию в гравюре, возвысив его до уровня самостоятельного вида искусства.

Он расширил ее тональный и драматический диапазон и придал образам новую концептуальную основу.

К 30 годам Дюрер завершил три из своих самых известных серий гравюр на религиозные темы: «Апокалипсис», «Большие страсти» и «Жизнь Богородицы».

Гравюры Дюрера
Гравюры Дюрера


Внушительные результаты в гравюре привели к тому, что сам Максимилиан назначил Дюреру пожизненную пенсию — 100 гульденов в год, — выплачиваемую из сумм, ежегодно вносимых Нюрнбергом в императорскую казну.
В искусстве гравюры раскрывается талантливая душа Дюрера, богатая образами и тайными накопленными сокровищами сердца. Дюрер – глубокомысленнейший и величайший поэт-художник, которого только могла знать история искусства.

«Четыре всадника Апокалипсиса»

Есть в творчестве Дюрера фантастическая серия гравюр на дереве 1498 года. «Апокалипсис» Дюрера был издан в виде книги с 15 полностраничными иллюстрациями, каждая из которых обращена к странице текста.

Третья гравюра из «Апокалипсиса» под названием «Четыре всадника» представляет собой драматически переработанную версию отрывка из книги Откровение (6: 1–8). частью которой является знаковая работа - «Четыре всадника Апокалипсиса».

Приближающийся конец XV века породил слухи о приближающемся конце света. Поэтому все природные и климатические явления в виде комет, затмений, наводнений и эпидемий – были непременно связаны в умах народа с концом света.

Сцены Апокалипсиса в «Четырех всадниках» лишь усилили преобладающее эсхатологическое настроение.

Альбрехт Дюрер Апокалипсис
Альбрехт Дюрер Апокалипсис

Символика

На мощной гравюре Альбрехта Дюрера конца XV века изображены четыре всадника апокалипсиса (смерть, голод, война и чума). Концепция апокалипсиса проходит через писания иудаизма, христианства и ислама.

В этой сцене прослеживается главный посыл - наказание Бога за грехи человечества. Многие в преддверии 15 века жили под впечатлением, что этот приговор вступил в силу.

Именно поэтому, пользуясь настроением в обществе, Дюрер в период с в 1496 по 1498 годы создал 15 «апокалиптических» гравюр, которые пользовались большой популярностью. На гравюре изображены:
1. первый – лучник – это Победитель.

Его победу символизирует белый цвет лошади. Однако завоевание приносит не мир, а тиранию человечества. Ужасные последствия этого греха преобладали в каждом поколении после Эдемского сада, и их можно увидеть во всех сферах общества (от правительственных кругов до семьи).


2. всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Писание говорит нам, что вторая лошадь ярко-красная. Это цвет кровопролития. Всадник владеет могучим мечом. Тирания, видимая в первом всаднике, ведет к крупномасштабной жажде господства, приносящей зло войны.

Интересно, что Дюрер представляет первых двух всадников в турецких шляпах, поскольку турки были опасными вражескими захватчиками того времени.


3. третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Дюрер помещает третьего всадника и его черного коня в центр гравюры. Он размахивает весами для измерения объема еды, как если бы это было оружие.

Гравюра также демонстрирует экономический дисбаланс, вызванный жадностью человека.


4. четвертый всадник – это Смерть. Четвертый всадник истощен. Он загребает свою добычу вилами. Лошадь здесь имеет бледный, ужасный цвет. «Его всадника звали Смерть». (v.8)


5. чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники.


В Библии эти всадники являются по очереди. Поэтому художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.

Инфографика
Инфографика


Не очень приятный сюжет. Но Дюрер дарит людям надежду! Все небо сияет Евангелием! Есть на гравюре знак присутствия Бога. Лучи от Его нимба можно увидеть в верхнем левом углу.

Ангел Господень парит над всей сценой. Левая рука практически касается меча – и это символ того, что хотя разрушение велико и размашисто, но Бог все видит. Десница ангела благословляет. Зло греха будет продолжаться до скончания веков, но Бог не оставит Своих детей.

Глядя на работу «Четыре всадника» не трудно представить тот фурор и ужас, который вызывала гравюра у современников Дюрера. В 1500 году все жили в ожидании конца света.

«Четыре всадника Апокалипсиса» и сейчас поражают воображение. Кажется, что всадники вот-вот сойдут с гравюры в реальный мир и начнут сеять хаос, разрушение и гибель. Но главное – это символ надежды Дюрера.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх