то из нас не слышал хотя бы что-нибудь о средневековой инквизиции, которая держала в страхе всю Европу? Наверняка многие с детства знакомы с историями о ведьмах и колдунах, подвергавшихся страшным пыткам, а потом сожженных на кострах на потеху темной толпе, слепо верящей церкви.
«Санкта симплицитас» (лат.
«sancta simplicitas» – «святая простота») – так, по преданию, сказал сжигаемый на костре Ян Гус, наблюдая за тем, когда «сердобольная» старушка подбросила охапку хвороста к его горящим ногам.«Конверсос» – «угроза» государству
В наше время слово «инквизиция» очень часто используется тогда, когда нужно назвать особо жестокие и изощренные пытки невинных людей.
Истоки инквизиции
Инквизиция корнями уходит к первой половине IV века. Находясь на смертном одре, император Константин крестился и сделал христианство официальной религией.
Средневековая Инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Допросы велись церковным трибуналом, т.е. квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («исследование»).
В отличие от светского судопроизводства, непременной частью которого были пытки, священнослужители старалась использовать более гуманные и мягкие методы. Никто не мог быть осужден без доказательств. Известно немало случаев, когда подследственные либо были оправданы, либо приведение приговора в исполнение откладывалось на неопределенный срок.
Преследование за религиозные убеждения
Когда трибунал инквизиции прибывал в какой-то город, объявлялся «период милосердия», в течение которого любой виновный мог прийти и тайно покаяться в преступлении. В этом случае на него накладывалось обычное церковное покаяние за грех.
В какой-то степени введение инквизиции было прогрессивным явлением для той эпохи, так как на первых порах церковь обуздывала кровожадные инстинкты, время от времени охватывавшие тогдашнее общество.
Однако попытки действовать «мирными» методами (с помощью актов милосердия, проповедей, диспутов) оказались неэффективными. И тогда в практику стали вводиться пытки, смертные приговоры и аутодафе (официальное оглашение приговоров и приведение их в исполнение, т.е. сожжение на костре).
Несчастным, попавшим в застенки инквизиции и подвергавшимся жесточайшим истязаниям, было практически невозможно вырваться оттуда. Именно с санкции церкви началось целенаправленное преследование людей за их религиозные убеждения, развилась система репрессий, подкрепленных законом.
Дыба, «испанский сапог», «железная дева»…
Дыба, «испанский сапог», «железная дева», костры, на которых католическая церковь миллионами бросала своих врагов, – все это хорошо узнаваемые образы испанской инквизиции, плотно вошедшие в нашу культуру.
В XVI веке в Европе появляются тексты, в которых упоминается так называемая «черная легенда», согласно которой самые жестокие и изощренные расправы над еретиками, казни миллионов невинных людей происходили именно в Испании под руководством «великого и ужасного инквизитора» – Фра Томаса де Торквемады.
Однако факты отличаются от созданного образа. Поскольку испанская инквизиция работала профессионально и эффективно, оставляя очень четкие записи, многие свидетельства сохранились до сих пор.
Рождение испанской инквизиции
Испанскую инквизицию , возникшую в конце XV столетия, следует отличать от церковной епископской и папской средневековой инквизиции. Испания, большая часть которой в течение восьми веков находилась под властью арабов, во многом отличалась от остальной Европы.
Местные правители были вынуждены лавировать, создавать условия для мирного сосуществования разных конфессий. Возникло даже такое понятие, как «convivencia», что означало способность мусульман, христиан и иудеев жить вместе.
Однако постепенно волны антисемитизма, прокатывавшиеся по всему континенту, проникли и на Иберийский полуостров. Летом 1391 года в Барселоне и других городах озлобленные горожане врывались в еврейские кварталы, ловили иудеев и предлагали им на выбор крещение или смерть.
Большинство предпочитало крещение, т.е. стать «conversos» (новообращенными). Так появилась новая часть общества – в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном – католическая.
«Конверсос» – «угроза» государству
Из года в год росло число новообращенных, которые сильно богатели и сосредотачивали в своих руках большую власть. Это вызывало негативную реакцию и зависть со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу.
Получая большое количество жалоб и обвинений, католические короли Фердинанд и Изабелла были вынуждены признать необходимость исследования вопроса о «тайных иудеях».
Их поддержал папа Сикст IV, позволив короне учредить инквизиционный трибунал, состоящий из двух или трех священников старше 40 лет. Причем монархам отдавалась полная власть над инквизиторами.
Вероятно, король Фердинанд считал, что расследование ничего не выявит, поскольку в его окружении было много таких «конверсос», оснований не доверять которым у него не было. Но он ошибся. Инквизиторы оказались завалены огромным объемом доносов, главными мотивами которых были сведение счетов и приспособленчество.
Инквизиция – дело государства
Публичные сожжения, причиной которых часто становились вопиюще лживые показания, небезосновательно пугали всех. Даже папа Сикст IV пытался остановить эту жестокость. Он приказал епископам принять прямое участие во всех будущих трибуналах.
Им следовало обеспечить уважение к установленным церковным нормам правосудия. Услышав о приказе папы, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал папе, открыто высказав предположение, что понтифик подкуплен золотом «конверсос». И в дальнейшем все действия инквизиции согласовывались только с испанскими монархами.
«Ужасный инквизитор»
В 1483 году Фердинанд назначил Фра Томаса де Торквемаду генеральным инквизитором большей части Испании. На этом посту он находился до 1498 года. В его обязанности входило определение правил рассмотрения доказательств и процедур инквизиции, а также организация ее отделений в основных городах.
По мнению многих исследователей, самыми жестокими были именно те годы, когда испанской инквизицией управлял Торквемада. При нем огню было предано около двух тысяч «конверсос». А затем, к 1500 году, количество казненных сильно уменьшилось.
Есть и другая точка зрения, согласно которой Торквемада скорее смягчил неумеренное рвение своих предшественников – Мигеля де Мурильо и Хуана де Сан-Мартина, – в частности, ограничил использование пыток. Так или иначе, реальное число жертв далеко от тех миллионов, которые приписывают испанской инквизиции.
Реформа инквизиции
Преемник Торквемады кардинал-архиепископ Толедо Франсиско Хименес де Сизнерос много сделал для реформы инквизиции. В результате испанский трибунал стал более справедливым и «умеренным».
Казни и пытки были явлением достаточно редким. Укомплектованная хорошо образованными профессионалами-юристами, испанская инквизиция стала одним из самых эффективных и милосердных судебных органов Европы.
Конечно, ситуация не была идеальной. Известны случаи массовых сопротивлений суровым решениям трибунала. Так, в 1504–1506 годах инквизитор Лусеро в Кордове приговорил к смертной казни сотни людей за обращение в иудаизм. В ответ вспыхнули восстания, в результате чего Лусеро пришлось бежать.
«Баскские ведьмы»
После 1530 года испанская инквизиция направила свое внимание на реформаторов-протестантов, чтобы не допустить проникновения этого религиозного направления в страну, как это случилось в Германии и Франции.
В то время как казни были повседневными событиями по всей Европе, на Иберийском полуострове все было иначе. За 350 лет своего существования испанская инквизиция отправила на костер около четырех тысяч человек.
Это значительно меньше, чем количество жертв «охоты на ведьм», бушевавшей в остальных католических и протестантских странах, когда сожжено было около 60 тысяч человек.
Испания была избавлена от этого потому, что вера в ведьм в Испании в действительности была весьма низкой. Еще со времен господства вестготов она считалась преступлением и ересью сама по себе. Вера в ведовство сохранялась только в самых северных горных районах Галисии и Страны Басков.
Когда в начале XVII века на севере Испании, в Логроньо (недалеко от Наварры и Страны Басков), появились первые случаи обвинения, инквизиция отправила туда своих людей для расследования.
На протяжении двух лет было арестовано почти все население деревушки Сугаррамурди и окрестных сел (около 300 человек). 6 и 7 ноября 1610 года в Логроньо состоялось грандиозное аутодафе – процесс над «баскскими ведьмами», или дело «ведьминской деревни», в результате которого были сожжены 11 человек из 40 обвиненных в колдовстве.
В застенках
У испанской инквизиции были тюрьмы. Но они не были похожими на склепы и даже считались лучшими в Европе. Бывали случаи, когда преступники в Испании нарочно богохульствовали, чтобы их перевели в инквизиционные казематы. Как и все суды Европы, испанская инквизиция применяла пытки. Но делала она это гораздо реже, чем другие суды.
Закат испанской инквизиции
В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. В декабре этого же года новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании. Через 14 лет, в 1834 году, закон, запрещающий инквизицию, формально вступил в силу.
Разумеется, все сказанное нисколько не умаляет безжалостности и жестокости, присущей любой инквизиции. Испанская инквизиция отправила на костер тысячи людей как на Иберийском полуострове, так и в своих колониях. Под ее давлением из страны были изгнаны иудеи, мусульмане, мудехары, иезуиты.
Она запрещала работы Дидро, Монтескье, Руссо и Вольтера и тем самым препятствовала развитию страны. И этот список можно продолжать долго. Однако к рассмотрению этого сложного вопроса следует подходить более взвешенно, вооружившись фактами и отбросив все стереотипы и предрассудки.
Свежие комментарии