Влияние Геры
Гера, младшая дочь Кроноса и Реи, жена и сестра Зевса, была греческой богиней законных браков. В течение свадебного месяца Гамелион, который примерно соответствует январю-февралю, Гере приносились жертвы.
Во время этих жертвоприношений к ней обращались как к Гамостолос (приготовительнице свадеб), Зигии (объединительнице) и Лелее (исполненной). На острове Лесбос конкурсы красоты также проходили в течение месяца Гамелион.
В Олимпии девушки каждые четыре года отмечали праздник, посвящённый Гере. Было выбрано шестнадцать женщин, по две от каждой общины региона, для руководства фестивалем.
На фестивале Гере дарили новый пеплос, а девы (незамужние девственницы) должны были участвовать в забегах на стадионе, надев короткий хитон с открытым правым плечом.
В Стимфале у Геры также было три храма: pais (Девушка), teleia (Исполненная) и chera (Отделённая). В этих трёх ипостасях богиня отражала этапы жизни древнегреческой женщины: незамужняя девушка, замужняя женщина (свадьба была завершением жизни) и, наконец, разлученная. Древнегреческая свадьба была смыслом жизни для женщины.
Функция древнегреческой свадьбы
Брак, с формальной точки зрения, был частным деловым соглашением между мужчиной и отцом его будущей невесты, которое привело к сложному набору договорённостей между обеими семьями.
Поскольку специфика некоторых законов, касающихся брака, в Древней Греции отличалась от города-государства к городу-государству, в целом брак выполнял социальную функцию, а не личную (хотя это не означает, что брак в Древней Греции был лишён эмоций).
Социальные функции, которым служила древнегреческая свадьба, включали рождение детей, укрепление семейных уз и контроль за незамужними девушками, которые рассматривались государством как проблемная демографическая группа.
Несмотря на различия в конкретных законах о браке и представлениях о гендере, одной последовательной вещью было вмешательство правительства в обеспечение того, чтобы молодые незамужние девушки выходили замуж за подходящих мужчин.
Это была одна из немногих сфер частной семейной жизни Древней Греции, в которую вмешивалось государство.
Приданое
Первым шагом в древнегреческой свадьбе было приданое. Это была самая значительная форма собственности, приобретённая женщиной, которая обеспечивалась её опекуном. Обычно приданое давалось при помолвке, но оно могло быть передано и позже, например, на самой церемонии бракосочетания, если все стороны были согласны.
Зачастую приданое представляло собой денежную сумму, но также могли быть подарены любые другие предметы от посуды и одежды до мебели. Любому имуществу, отличному от денег, присваивалась денежная оценка.
Приданое могло также включать землю, хотя это было редкостью, поскольку большинство мужчин захотели бы сохранить своё поместье для наследования своему сыну.
Большое приданое было выражением богатства и социального статуса конкретной семьи.
Это также служило сдерживающим фактором от легкомысленного развода и плохого обращения с женой со стороны мужа, поскольку муж должен был полностью вернуть приданое семье своей жены в случае развода или расторжения брака по любой причине.
Если бы он этого не сделал, процентная ставка составила бы восемнадцать процентов в год. Следовательно, часто в интересах мужа и его семьи было не тратить приданое, даже если изначально оно предназначалось для содержания жены.
Замуж в раннем возрасте
Большинство афинских девушек чаще всего выходили замуж в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в то время как мужчины женились в возрасте около тридцати лет.
Ответственность за оформление брака ложилась на опекуна женщины, поскольку по закону она была неспособна оформить свой собственный брак.
Браки внутри расширенной семейной группы были относительно распространены, особенно между двоюродными братьями и сёстрами.
Браки между дядями и племянницами, троюродными братьями и сёстрами от одного отца, но от другой матери вовсе не были редкостью.
Если в большой семье не было подходящего жениха, то было достаточно друга отца невесты. Браки вне семьи или социального круга также имели место (случалось так, что невеста иногда даже не видела жениха до того, как был заключен брак).
Гамелион: Месяц бракосочетания
Большинство древнегреческих свадеб проходило в течение месяца Гамелион, месяца бракосочетания, который по греческому календарю соответствует январю и февралю по римскому календарю. Гамелион происходит от греческого слова gamos, что означает свадьба.
В этом месяце состоялся праздник, известный как Иерос Гамос (Иерогамия), посвящённый бракосочетанию Геры и Зевса; здесь Зевсу приносили в жертву свинью. На острове Лесбос женские конкурсы красоты также проводились перед храмами Геры в течение месяца Гамелион.
Подготовка
День перед самой церемонией был посвящён подготовке, называемой proaulia, и она включала в себя такие действия, как жертвоприношения и посвящения. Обычно Артемиде, Афродите, Гере, Афине и другим местным божествам приносились жертвы от имени жениха и невесты, чтобы завоевать благосклонность богов.
Посвящения Артемиде были даны от имени невесты накануне свадьбы. Среди предметов, посвящённых ей, были игрушки и одежда из детства, а также прядь волос. В Мегаре и на острове Делос невесты также посвящали себя местным девственницам-героиням, которые умерли до их свадьбы.
Паис амфиталес, ребёнок мужского пола с двумя живыми родителями, должен был спать в одной постели с невестой в доме жениха в ночь перед свадьбой — ритуал, призванный обеспечить плодовитость невесты; на вазах с изображениями невест с маленькими детьми намекают на этот ритуал.
Истинная цель древнегреческого брака раскрывается через этот ритуал: произвести на свет законных наследников, отсюда и забота об обеспечении плодовитости невесты.
Перед древнегреческой свадьбой невеста принимала ванну утром в день церемонии. После купания её одели в дорогие одежды. Для этого была нанята профессиональная помощница.
Фата невесты, окрашенная в шафран и предназначенная для поднятия в нужное время, была самым важным аспектом женского наряда. Дома как жениха, так и невесты были украшены, и празднование с пиршествами, выпивкой, танцами и песнями, известное как hymen hymenaeus, проходило либо в семейном доме невесты, либо в доме жениха. Гости были разделены по половому признаку, и даже жених и невеста не могли есть вместе.
Процессия всей свадебной компании, доставляющая невесту в её новый дом (дом жениха), должна была состояться после наступления темноты. Путь освещался факелами, раздавались крики, пение и музыка — действия, которые должны были отгонять злых духов.
Такие предметы, как айва или фиалки, брошенные в жениха и невесту, стимулировали плодородие. После прибытия в дом жениха совершались различные ритуалы, и брак считался заключенным.
Банкет
На следующий день после завершения церемонии состоялось ещё одно пиршество и танцы. В это время также раздавались подарки, включающие в себя такие вещи, как духи, мыло, мебель, кастрюли и другие предметы домашнего обихода.
После вручения подарков заключительным мероприятием церемонии бракосочетания был ещё один банкет, подготовленный невестой и на котором присутствовали мужчины семьи только в доме отца жениха, который теперь будет принадлежать новой невесте.
Эта заключительная церемония древнегреческой свадьбы предназначалась для того, чтобы официально представить невесту мужчинам из её нового дома; теперь она и её будущий отпрыск становились полноценными членами новой семьи.
Свежие комментарии