Среди самых таинственных и интересных персонажей русской литературы можно выделить старую графиню – героиню «Пиковой дамы» Пушкина. А ведь далеко не все знают, что у этого персонажа был реальный прототип. Свою героиню Пушкин писал с Натальи Голицыной, одной из самых известных фрейлин Екатерины Второй.
Наталья Петровна была и правда личностью неординарной и интересной, о которой постоянно говорили в обществе. Одни считали её достойной подражания дамой, другие – странной особой, от которой лучше держаться подальше. О каких же тайнах «Пиковой дамы» может поведать нам жизнь Голицыной?
Детство в Европе
Наталья Петровна происходила из рода так называемых новых дворян, которые сумели возвыситься в эпоху Петра Великого. Её отцом был дипломат Пётр Чернышёв, матерью – графиня Екатерина Ушакова. В светских кругах поговаривали, что в прошлом семейства Натальи было «нечисто», даже предполагали, что девушка может приходиться внучкой императору Петру – правда, все эти домыслы не имели под собой никаких оснований.
Спустя некоторое время после рождения Натальи (1741 г.) её отец был отозван из Берлина, где находился по делам службы, и направлен в Лондон. Так вышло, что детство юной графини прошло вдали от России.
Дипломат Чернышёв нанимал для своих детей наилучших учителей. Наставники обучали их иностранным языкам и тонкостям этикета, всевозможным искусствам и особенностям обхождения в высшем свете. Наталья, как и её сёстры, получила поистине блестящее образование, причём уже тогда считалась одной из самых завидных невест в Европе.
В 1762 году семейство вернулось в Россию. Вот тут-то звезда Натальи Чернышёвой засияла особенно ярко. Она стала одной из самых заметных фрейлин в свите императрицы Екатерины Второй. Как вспоминали современники, Наталья Петровна была первой красавицей на балах и великосветских развлечениях. В 1766 году она стала победительницей на турнире-карусели, за что была награждена государыней единственной золотой медалью, украшенной изображением Екатерины Великой.
Лучшая из фамилий
Разумеется, на такую девушку заглядывались многие знатные кавалеры. Нельзя исключать, что Наталья Петровна и сама испытывала нежные чувства к какому-нибудь молодому придворному, но в качестве партии для дочери родители выбрали князя Владимира Голицына. Он был обладателем немалого состояния, но, как отмечали знакомые князя, его невесте гораздо больше нравился статус и титул, обладательницей которых она должна была стать после свадьбы.
В день бракосочетания 30 октября 1766 года лично императрица украсила причёску Натальи своими бриллиантами и благословила её. Став княгиней, Наталья Петровна начала на словах всячески возвеличивать свою фамилию. Историк Иван Снегирев рассказывал, как спустя много лет произошёл забавный случай с Голицыной:
«Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит, и когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: «Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?»
Свежие комментарии