«Вы должны гордиться тем, что принадлежите к такой фамилии», – нередко говорила княгиня своим детям. Надо признать, она и сама была счастлива, что после замужества стала Голицыной. Ещё бы – отныне она тоже причисляла себя к старинному знатному роду, многие представители которого сделали немалый вклад в развитие России.
Поговаривали, что маленькая внучка княгини даже спросила её однажды, не принадлежал ли к Голицыным Иисус Христос – уж очень лестно о нём отзывается народ. Наталья Петровна не смутилась и заявила девочке, что есть некоторые люди других родов, которых тоже можно считать достойными.
Да, Голицына была несколько высокомерной особой, однако имела свои принципы. Как же сложилась её жизнь? И почему именно она вдохновила Пушкина на создание образа знаменитой героини «Пиковой дамы»?
Энергичная и решительная
Очаровательная фрейлина Наталья Чернышёва в 1766 году стала супругой князя Владимира Голицына. Её муж, как вспоминали современники, не отличался твёрдостью характера и был явно простоват на фоне своей жены. Энергичная Наталья Петровна знала, что Голицын – обладатель большого состояния, но плохо организованного. Всего за пару лет брака она смогла навести порядок, занявшись хозяйственными делами и организовав работу в поместьях. Вскоре состояние Голицыных значительно преумножилось благодаря трудам Натальи Петровны.
Когда сыновья княгини стали старше (всего у пары было пятеро детей: три сына и две дочери), Наталья Петровна со всем семейством отправилась во Францию – она считала, что лучшее образование юноши могут получить именно там. При дворе с осуждением отнеслись к этому поступку. А вот в Париже королевой Марией Антуанеттой Наталья Петровна была принята благосклонно. Она нередко участвовала в придворных торжествах, причём во французской столице её прозвали «Московской Венерой»
Та самая «Пиковая дама»
По возвращении в Россию княгиня не оставила своих «барских» привычек. Она была образцом великосветской придворной дамы. Голицына нередко устраивала пышные приёмы, и быть её гостем считалось большой честью. На склоне лет она стала плохо видеть, и для неё изготовили особенные увеличенные карты для пасьянса. Как вспоминал Феофил Толстой:
«К ней ездил на поклонение в известные дни весь город, а в день её именин её удостаивала посещением вся царская фамилия. Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места».
В молодые годы Голицына считалась признанной красавицей, однако в старости сильно подурнела. Современники называли её «Усатой княгиней», поскольку та действительно обросла усами (правда, на портретах этого не видно).
Её нередко узнавали в облике старой графини из пушкинской «Пиковой дамы» – та тоже обладала крайне неприятной, отталкивающей внешностью. Поговаривали, что история о трёх картах была вовсе не придуманной. Княгиня действительно знала секрет тройки, семёрки и туза, благодаря чему помогла отыграться своему племяннику. Да и в самом Петербурге Голицыну до конца дней именовали не иначе как «Пиковой дамой».
Свежие комментарии