— Матушка-императрица, умоляю, заступись за меня! Спаси меня от домогательств графа Безбородко! — вскрикнула Лизонька посреди представления и бросилась со сцены к ложе Екатерины II. Там актриса встала на колени и протянула императрице прошение.
В зале поднялся шум: какой скандал устроила актриса в придворном театре. Но Екатерина лишь усмехнулась и милостиво приняла письмо.
Императрица быстро разобралась в ситуации, и уже через два дня состоялась свадьба Лизоньки с ее возлюбленным Сандуновым.
Елизавета Семеновна Федорова появилась на свет примерно в 1772 году в малообеспеченной семье. Уже в детстве стало понятно, что у девочки прекрасный голос и настоящий талант. Лизонька закончила Петербургское театральное училище, где ее учили вокалу итальянские композиторы.
Еще в 18 лет, будучи ученицей, она появилась на сцене придворного театра, поразив зрителей прекрасным меццо-сопрано в три октавы и ярким драматическим талантом. Черноглазая и живая девушка была миловидна и очень обаятельна. Она имела приветливый и добрый характер.
Большинство критиков сразу отметило, что Лизонька поет намного лучше итальянских оперных певиц. На ее уникальный голос и талант обратила внимание сама Екатерина II. И дебютантка быстро стала любимицей императрицы. В театре она выступала под псевдонимом Уранова, на котором настояла сама императрица. Ей так понравилась молоденькая актриса, что она даже удостоила ее своей аудиенции.
«Сандунова была росту среднего и чрезвычайно стройна. Во всех ее движениях и осанке высказывалось благородство и чувство собственного достоинства. Большие темные глаза как будто всегда смеялись. Улыбка на лице не сглаживалась и высказывала доброту души и невольно к ней привлекала. А в голосе ее и манере говорить было что-то такое сладкое, такое очаровательное, что трудно выразить словами», - театральный критик Ф.А.Кони о Лизавете Урановой (Сандуновой).
Именно в театре Лизонька и познакомилась с актером Силой Сандуновым, в которого актриса влюбилась без памяти. Сила (или Силован) Николаевич имел грузинские корни и происходил из дворянского рода Зандукели. Он получил хорошее образование и даже начал карьеру в мануфактурной коллегии. Но вскоре юноша так увлекся театром, что решил бросить все и стал актером в 1776 году, и не прогадал.
Сандунов был блистательным актером и видным мужчиной, поэтому он пользовался большой любовью у публики, а особенно ему удавались комические роли. Когда он познакомился с Урановой в 1790 году, ему было 34 года, и он был в зените славы. Сила был весьма бойким, остроумным и смелым человеком. Он тоже полюбил Лизоньку, и пара решила пожениться. Но было одно серьезное препятствие.
Дело в том, что актриса приглянулась могущественному вельможе Безбородко. Александру Андреевичу было в ту пору 43 года. Происходил он из семьи небогатого украинского шляхтича. При русском дворе ему удалось сделать прекрасную карьеру, стать графом и советником императрицы, а также приобрести большое состояние. Женат он никогда не был, но у него была репутация настоящего сластолюбца.
Граф любил театр и слыл покровителем искусства, но больше всего он любил молоденьких актрис. Естественно, что он не смог пропустить юную Уранову и стал настойчиво ухаживать за ней, осыпая дорогими подарками.
Но Лизонька была настоящий кремень: она отвергла графа. Получать отказы Безбородко не привык. Он стал буквально преследовать своенравную девицу, всячески препятствуя ее браку с Сандуновым. Он угрожал актрисе, что если она выйдет замуж, то больше никогда не может выступать на сцене. А директора театра, где выступала Лизонька, всячески склоняли ее принять ухаживания влиятельного сановника. Но девушка не сдавалась!
«Удивлялся Безбородко; не менее его дивился главный начальник театра Соймонов твердости Елизаветы Семеновны, и когда она привезенные ей Безбородко 80 тысяч руб. ассигнациями, в присутствии его и Соймонова, бросила в камин, в котором представительная монета превратилась в пепел, Соймонов и Безбородко остолбенели; думали — не второй ли Иосиф явился на лице земли!» - из мемуаров Александра Михайловича Тургенева о Елизавете Урановой (Сандуновой).
И осенью 1790 года дирекция уволила возлюбленного Лизоньки из театра. Тогда во время своего последнего спектакля Сандунов вставил в выступление смелый монолог, в котором открыто намекал на произвол сильных мира сего, пытающихся украсть чужих невест. После чего за дерзость Силу посадили под арест. Это стало последней каплей для уставшей от домогательств графа Лизоньки. Она решила обратиться за помощью к милостивой императрице прямо во время спектакля в Эрмитажном театре.
Екатерина II не только помогла влюбленным соединиться, но и уволила директоров придворного театра Храповицкого и Соймонова. Матушка была скора на принятие решений и приказала тут же обвенчать счастливую пару. Поэтому через пару дней Лизонька с Силой пошли под венец 14 февраля 1791 года. А убирала невесту к венчанию сама императрица. Также она подарила актрисе бриллианты и выделила богатое приданое. Сандунова тут же восстановили в театре. Екатерина II обожала устраивать судьбы и личное счастье людей, которые ей были симпатичны.
Эта романтическая история с восторгом рассказывалась во всех светских гостиных Санкт-Петербурга, где все поражались справедливости и доброте императрицы. Но были и злые языки, которые посчитали эту историю слишком гладкой для экспромта. Поэтому некоторые предположили, что сцена с разоблачением в театре была срежиссирована самой Екатериной, которая любила такие сентиментальные истории и хотела сменить руководство театра. Правда ли это или нет, мы уже никогда не узнаем.
А приструненный граф не долго горевал. Вскоре он увлекся другой красавицей, балериной Каратыгиной. Девица эта была более уступчива, она быстро поселилась в доме чиновника и даже родила ему дочь. В 1797 году Безбородко получил титул светлейшего князя.
А что же наши трепетные влюбленные? Спустя 3 года после этой истории пара переехала в Москву, где продолжала выступать на сцене. Талантливая Лизонька по-прежнему пользовалась бешеной популярностью. Московская публика обожала ее выступления и справедливо считала ее звездой оперы. Сама певица особенно любила исполнять на концертах русские народные песни и романсы, которые ей очень удавались.
В 1800 году Сандунов стал режиссером в Петровском театре. А спустя еще 10 лет он оставил сцену. В Москве семейная чета и построила Сандуновские бани на деньги, полученные Елизаветой в приданое от императрицы. Бани были открыты в 1808 году. Кстати, именно Сила придумал сделать в них женские и мужские отделения. Открывшиеся бани произвели настоящий фурор у москвичей и вскоре были признаны лучшими в городе.
Союз этой творческой и предприимчивой четы продлился 19 лет. Детей у них не было. Зато они жили в хорошем достатке и ни в чем не нуждались. Вот только со временем отношения их перестали быть безоблачными. В последние годы брака пара начала часто ссориться. Для семейной жизни характер у Сандунова оказался не сахар: он был грубым и неуживчивым человеком. А потом Сила стал постоянно изменять жене и даже прижил ребенка на стороне. После чего семейная жизнь супругов окончательно разладилась.
В 1810 году после расставания с мужем Елизавете пришлось участвовать еще и в длительном имущественном споре с ним, так как Сандунов записал бани на себя. Но в итоге спор решился в пользу Елизаветы, и после развода в 1814 году Сандуновские бани остались за ней.
Сандунов скончался в 1820 году. Его бывшая супруга пережила его на 6 лет. Елизавета Семеновна продолжала выступать с большим успехом в театре до 1823 года. Умерла 54-летняя актриса в 1826 году. А знаменитые Сандуновские бани, полностью перестроенные в конце XIX века, существуют и поныне и продолжают радовать жителей столицы.
Свежие комментарии