Эпоха Средневековья начинается с конца V века и длится тысячу лет. За этот период странностей в жизни людей хватало с избытком.
Трудно представить, что на кладбищах кипела торговля, из человеческих костей вырезали изящные канделябры, а полосатая одежда считалась дьявольской.
К лечению больных эскулапы подходили с фантазией, наделяя целительной силой самые разные вещества и предметы.
Кладбище - место для тусовок и веселья
Средневековые кладбища принадлежали церкви и не облагались налогом. Именно по этой причине погосты привлекали мелких торговцев. В дневное время предприимчивый люд бойко торговал вином и пивом, и даже пёк хлеб в непосредственной близости от могилок.
Считалось, что такая выпечка обладала целебными свойствами. Покупателей не волновало соседство хлебной печи и ям, едва прикрытых землёй, откуда время от времени выкапывали кости и складывали тут же в костехранилищах (оссуариях).
Ночью на средневековые погосты слетались жрицы любви, также не желавшие платить налоги с трудовой деятельности. Под защитой церкви жили бродяги и нищие, отвергнутые живыми, но обретшие приют среди мертвецов. Светская власть заканчивалась перед кладбищенской оградой, и бедолаг никто особо не тревожил.
На средневековых погостах встречались с друзьями, чтобы выпить кувшинчик вина и поиграть в кости. Там назначали свидания и устраивали дуэли. Кладбище Невинных в Париже было особо любимо горожанами.
Зеваки прогуливались, глазея на прилавки книгопродавцев, бельевщиков, галантерейщиков. Истинных христиан Средневековья и раннего Нового времени не смущало зловоние, исходившее от почвы даже в самые сильные морозы.
Порочное изобретение Востока
В наши дни поедание некоторых блюд без вилки считается дурным тоном. Но в средневековой Европе использование этого столового прибора осуждалось церковью. В храмах и монастырях священники учили народ, что вилка — это самые настоящие вилы дьявола, то есть изобретение тёмных сил.
Действительно, первые вилки были двузубчатыми. Появились они в V — VI веках на Ближнем Востоке, затем попали в Византию, а из Византии в Италию.
Впервые вилку увидели в Венеции летом 1004 года на свадебном банкете молодого дожа Джованни Орсеоло II и византийской принцессы Марии. Принцесса воспользовалась для еды золотой вещицей с двумя зубчиками, которую привезла с собой.
Этот факт невероятно потряс и даже оскорбил местное общество. Церковники сразу же объявили странный предмет греховным, а когда спустя три года после свадьбы принцесса умерла от чумы, сочли это печальное событие божьей карой.
Милые кости
В Средние века сухие останки умерших хранили в специальном месте — оссуариях. Количество мест на кладбище было ограничено, приходилось вынимать кости и складывать в часовне. А на их месте делалось новое захоронение.
Оссуарии устаивались при церквях. Самые известные костехранилища находятся:
· в Чехии (костница в Седлеце);
· в Италии (Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим);
· в Португалии (капелла костей, Эвора);
· в Греции (костехранилище на Афоне);
· во Франции (катакомбы Парижа).
В церквях, под плохо уложенным полом, и на кладбищах происходило постоянное перемещение бренных останков и уже высохших костей. В результате этих манипуляций в местах погребения стоял невыносимый запах и распространялась зараза.
Иногда человеческие кости служили поделочным материалом. Кладбищенский костёл всех Святых (Седлецкое костехранилище) в 80 км от Праги богато украшен костяным иконостасом, крестами и вазами.
К потолку прикреплена гигантская люстра, при создании которой знаменитый резчик по дереву Франтишек Ринта использовал почти все кости человеческого скелета.
Доступный антисептик
Уринотерапия вызывает сейчас большое недоумение, а в Средние века этой й жидкостью обрабатывали раны, укусы животных и язвы.
Хирург Короля Генриха VIII Томас Викари предписывал протирать ей боевые раны солдат, чтобы воспрепятствовать распространению инфекции. Другие врачи рекомендовали это доступное средство для лечения бубонной чумы.
В 14 веке во время эпидемии в этой жидкости купали больных, надеясь очистить поражённую бубонами кожу. А знатные дамы умывались и верили, что кожа лица смягчается и молодеет.
Полосатая одежда вне закона
Задорная полоска в современном мире не выходит из моды, но с XII — XIII столетия такая одежда была проблемой для её обладателя.
Многочисленные документы того времени свидетельствуют, что полосатый наряд воспринимали в обществе как нечто внезаконное — полосатое платье носили палачи и жрицы любви.
Закон или обычай предписывал носить полосатые одежды изгоям — прокажённым, калекам, еретикам, осуждённым, а также шутам и жонглёрам.
За непотребную одежду карали: в 1310 году в Руане к смертной казни был приговорён сапожник. Его поймали в полосатой одежде. В книге Мишеля Пастуро «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани» приводится две вероятные причины такого неприятия:
- неверное понимание церковью цитаты из Библии: «Не надевай на себя одежды двойной»;
- зрение в сумерках.
Глаза средневековых людей плохо различали людей в полосатой одежде, скрадывающей контраст между фигурой и фоном. Поэтому таких граждан подозревали в стремлении остаться незамеченными, приписывали дурные помыслы и, следовательно, наказывали.
Этот механизм себе во благо используют зебры. За счет полосок они меньше заметны для мух це-це.
Средневековые традиции удивляют и поражают современного человека, но, возможно, для будущих поколений уже мы будем казаться смешными и странными.
Светлана Никонова, специально для канала "Популярная наука"
Свежие комментарии