Когда археолог Артур Эванс обнаружил остатки дворца на Крите близ современного Гераклиона, он решил, что обнаружил обиталище легендарного критского царя Миноса – и лабиринт, где некогда бродил чудовищный Минотавр.
Результаты дальнейших исследований просто поражали. Очевидно, критская цивилизация (Эванс предложил называть ее минойской в честь того самого царя) развивалась поразительным образом – ничто не указывало на существование фортификационных сооружений или военного флота.
Однако же это государство существовало на стыке морских торговых путей и само существовало не только благодаря дарам щедрой природы, но и за счет торговли! Некоторые фрески изображают отряды чернокожих воинов, что дает возможность говорить о тесных морских связях Крита с африканскими странами.
Некоторые считали минойскую цивилизацию матриархальной – на это указывали многочисленные фигурки богинь, скульптурные и живописные.
Археолог Мария Гимбутас утверждала также, что об особом почтении к женщинам говорят повсеместные изображения лилий и бычьих голов, напоминающих женскую репродуктивную систему. Женщины на Крите были свободны, равны с мужчинами, могли управлять общиной и практиковали полиандрию.
Обитатели древнего Крита были великолепными инженерами. В Кноссом дворце обнаружены остатки отлично спроектированных коммуникаций: сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец, канализационная система со специальным устройством для очистки, вентиляция и прекрасно оборудованные ванные комнаты.
Преемники критян – греки – были неплохо осведомлены в области архитектуры и инженерного дела, но и в эпоху своего расцвета они не достигли такого уровня.
Строительство дворца-лабиринта, оборудованного на невероятно высоком техническом уровне, Эванс приписал Дедалу, выполнявшему капризы царя Миноса. Ремесла у минойцев также были прекрасно развиты – от ювелирного дела до оружейного.
На Крите находят очень древние разработанные месторождения меди, золота и серебра.
Жизнь минойцев была счастливой и благополучной, а мировоззрение наполнено любовью к природе – об этом ученым рассказали фрески Кносского дворца. Минойцы любили изображать животных, особенно морских жителей – осьминогов, рыбок, угрей и непонятных существ, над видовой принадлежностью которых ученые ломают голову.
В создании орнамента минойцы были свободны и подчас неряшливы – ни симметрии, ни четкого ритма, словно не рука художника, а само море нарисовало портреты своих детищ. Они усеивали морскими звездами и раковинами вазы стиля камарес, фрески, керамические лари, но самый известный морской сюжет – в предполагаемых покоях царицы в Кносском дворце.
Над входом плещутся в волнах, соревнуясь друг с другом, дельфины. Эта фреска вдохновила художника Валентина Серова на создание работы «Похищение Европы».
И обращение художника к образу быка вовсе не случайно – это мощное существо явно было объектом поклонения на Крите. Многочисленные бычьи фигуры и отдельно изображенные головы, сопровождаемые топором-лабрисом, наполняют интерьеры дворца. Кроме того, минойцы нередко изображали обезьянок и птиц, а подчас создавали красочные изображения неведомых созданий с телом льва, птичьим клювом и крыльями.
Огромный пласт фресковой живописи минойцев – это изображения людей, занятых таинственными ритуалами. Процессии с дарами природы, ларцами, обоюдоострыми топорами, утонченные мужчины и женщины, стремящиеся отдать почести неизвестному божеству… И снова здесь мы видим образы быков.
Есть версия, что на территории Кносского дворца устраивались особые ритуалы, танцы с быками, изображенные на фресках. Изящные юноши и девушки – все люди, изображенные на фресках, отличаются нежной и изысканной красотой – играют с быками, прыгают через их мощные спины и приветствуют грозных животных.
Именно эти изображения и позволили Эвансу связать Кносский дворец с Минотавром, а Серову – с очарованной Зевсом-быком Европой. Тавромахия считается формой жертвоприношения – но неизвестно, человеку или быку суждено было пасть убитым перед сотнями зрителей.
Есть версия, что немалое число древнегреческих мифов о любви женщин к быкам связано с тем, что бык на Крите был символом плодородия, мужского начала, супругом великой богини минойцев, а значит, тавромахия была скорее красивым состязанием, нежели аналогом современной корриды.
С мужественным быком символически стремились соединиться женщины, а мужчины – позаимствовать его силу. Прекрасные дамы в жемчугах, мирно беседующие на фресках – невесты сурового Минотавра.
Примерно в 1470 году до нашей эры на острове Санторини произошло сильное извержение вулкана, спровоцировавшее землетрясение, а затем цунами. Часть суши оказалась под водой, все вокруг усеял пепел, небеса окрасились кроваво-красным…
Кости, найденные в вазах, говорят о трагическом упадке людей, вынужденных самыми жестокими жертвоприношениями молить богов о милости. Тщетно - критская цивилизация так и не оправилась от этой катастрофы.
На Крит вторглись воинственные племена с континента – предки древних греков. Разгадав причины упадка критской цивилизации, ученые предположили, что именно эта ужасная история дошла до нас в легендах об Атлантиде.
Фрески Кносского дворца сохранились далеко не полностью. То, что сейчас радует глаз туристов, было воссоздано практически из праха – из крошечных цветных черепков. По большей части фрески дорисованы реставраторами, которые могли догадываться об их содержании по фрагментам.
Поэтому, быть может, многие части фресок с важными для понимания сюжета элементами были утеряны безвозвратно. Настоящая Атлантида продолжает хранить свои секреты от любопытных гостей…
Текст: Софья Егорова.
Свежие комментарии