На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны Истории

115 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Я преклоняюсь перед этими великими актерами, сумевшими потрясти мир не только своей игрой, но и удивительной историей...Катрин Денев и Ма...
  • Владимир Акулов
    По  современным  версиям :  Гоголь  был   или  асексуалом  с  фиксацией  на  онанизме  ,  или  скрытым  неосознанным ...Почему Гоголь так...
  • Валерий Протасов
    Уф_уф! А что до того, что запугивание всегда и везде было средством поддержания порядка, к сожалению, это так. Основн...Раньше был ужас: ...

Кем была «Неизвестная» Рокотова, или Тайны пушкинской «Пиковой дамы»

Слева – А. Рослин. Портрет Н. П. Голицыной, урожденной Чернышевой, 1777. Справа – Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной в белом чепце, 1790-е
Слева – А. Рослин. Портрет Н. П. Голицыной, урожденной Чернышевой, 1777. Справа – Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной в белом чепце, 1790-е

Одной из самых известных работ знаменитого русского художника XVIII века Ф. С. Рокотова был «Портрет неизвестной в белом чепце», который до сих пор вызывает множество споров – начиная с сомнений в авторстве работы и заканчивая дискуссиями о том, кто же на самом деле скрывался за образом «неизвестной».
Искусствоведы склоняются к мнению о том, что Рокотов изобразил на портрете княгиню Н. П. Голицыну, урожденную Чернышеву, послужившую прототипом для старой графини в пушкинской «Пиковой даме». А с этим литературным персонажем связано еще большее количество загадок.
Слева – Франсуа-Юбер Друэ. Наталья Петровна Чернышева. Справа –Гравюра Петера с портрета Друэ
Слева – Франсуа-Юбер Друэ. Наталья Петровна Чернышева. Справа –Гравюра Петера с портрета Друэ


А. С. Пушкин не отрицал того, что у его графини был реальный прототип. Так, в 1834 г. он писал: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной однажды проигрался в карты и решил обратиться за помощью к своей богатой родственнице.

Она не дала ему денег, но назвала три карты, на которые нужно поставить, чтоб отыграться: тройка, семерка, туз.

Этот секрет ей открыл ее друг, алхимик и оккультист граф Сен-Жермен. Племянник последовал ее совету и отыгрался. А позже он рассказал эту историю Пушкину.

Голицына с сыном Петром, 1767
Голицына с сыном Петром, 1767


Точно не известно, имела ли эта история место в реальной жизни, но воспоминания современников о княгине Голицыной позволяют предположить, что она действительно могла послужить прототипом для старой графини из «Пиковой дамы».

Княгиня была властной, деспотичной и надменной женщиной, державшей в страхе и родных, и придворных. Даже ее сын, будучи московским генерал-губернатором, робел и не смел сидеть в ее присутствии.

А. Рослин. Князь Владимир Борисович Голицын
А. Рослин. Князь Владимир Борисович Голицын


Современники утверждают, что княгиня больше всего ценила в своем красивом, но слабохарактерном муже князе Голицыне его знатную фамилию: «Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит, и когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: «Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?»

Иллюстрация Д. Шмаринова к повести Пушкина *Пиковая дама*. Графиня в молодости
Иллюстрация Д. Шмаринова к повести Пушкина *Пиковая дама*. Графиня в молодости


В молодости Наталья Петровна была привлекательной, но позже у нее выросли усы, за что она получила прозвище «усатой княгини».

В зрелом возрасте ее внешность была отталкивающей, что в сочетании с надменным поведением придавало еще больше сходства с пушкинской графиней.

А особняк в Петербурге, где она проживала, стали называть «домом Пиковой дамы».

А. Бенуа. Иллюстрация к *Пиковой даме*. Германн угрожает графине пистолетом
А. Бенуа. Иллюстрация к *Пиковой даме*. Германн угрожает графине пистолетом


Современники княгини Голицыной вспоминали: «Она властвовала какою-то всеми признанною безусловной властью.

После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон, гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему».

А. Бенуа. Иллюстрации к повести Пушкина *Пиковая дама*, 1910
А. Бенуа. Иллюстрации к повести Пушкина *Пиковая дама*, 1910


Несмотря на свое внушительное состояние, княгиня была скупа. Ф. Толстой вспоминает: «Но не подумают, что княгиня Голицына привлекала к себе роскошью помещения или великолепием угощения.

Вовсе нет! Дом её в Петербурге не отличался особой роскошью, единственным украшением парадной гостиной служили штофные занавески, да и то довольно полинялые.

Ужина не полагалось, временных буфетов, установленных богатыми винами и сервизами, также не полагалось, а от времени до времени разносили оршад, лимонад и незатейливые конфекты».

Б. Митуар. Портрет Натальи Петровны Голицыной, 1810-е. Фрагмент
Б. Митуар. Портрет Натальи Петровны Голицыной, 1810-е. Фрагмент


Пиковая дама – не единственная загадка, оставленная писателем: биографы до сих пор спорят о том, кем же была NN из донжуанского списка Пушкина

Ссылка на первоисточник
наверх